Международные грузоперевозки. Таможенные услуги.

Новые полномочия для Федеральной налоговой службы

Современная экономика страны ввиду ситуации с нефтью, внутренними проблемами административного аппарата, власти страны решили в корне изменить систему сбора налогов для повышения ее эффективности и увеличения общего числа собранных платежей.

Подобных нововведений избежать было нельзя. Дело в том, что последние тенденции показывают, что система сбора налогов и других государственных пошлин устарела и требует модернизации.

Именно изменения федеральной системы сбора налогов и были центральной темой встречи Премьер-министра и Президента в Ново-Огарево. Там обсуждались проблемы современной системы уплаты налогов. Проблема, по мнению властей, сосредоточена в том, что ведомства находятся в разном подчинении. Некоторые из них – прямо подчинены правительству, которое ввиду отсутствия специализации не сможет контролировать в полном объеме систему сбора платежей и ее органы.

На этой встрече было предложено подчинить некоторые ведомства напрямую Министерству Финансов, при этом убрать у них часть полномочий, и, наоборот усилить полномочия и компетенцию Федеральной налоговой службы.

Эти решения воплотились в Указах Президента, которые были недавно опубликованы. В них идет речь о модернизации налоговой системы. Многие аналитики называют ФНС суберслужбой ввиду того, что в ее полномочия теперь входит ряд новых функций. Например, в ведение службы теперь передан сбор некоторых социальных налогов и сборов. Пенсионный фонд больше не будет курировать оплату и сбор пенсионного налога, также налоговая займется контролем оплаты обязательных страховых взносов.

Такие нововведения, по мнению властей, должны увеличить общий приход платежей в государственный бюджет. Система будет унифицирована, процесс оплаты налогов теперь не будет разбросан по разным специализированным органам – это упростит для самих налогоплательщиков процесс оплаты налогов.

Но самые большие изменения коснулись некоторых ведомств. После указов Президента были урезаны в функциях Федеральная Таможенная служба и Росалкогольрегулирования. Теперь эти органы будут подчиняться не напрямую правительству, а Министерству Финансов. Это значит, что они лишаются статуса Центральных органов исполнительной власти, а приобретают статус обычных ведомств.

Часть их функций будут переданы непосредственно налоговой службе.

Основным вектором развития всей фискальной службы власти считают принципы работы налоговой службы. По мнению Президента и Премьер-министра федерации, на данный момент она является примером того, на каких основаниях должна функционировать любая служба, ответственная за сбор платежей в государственный бюджет.

Основная цель подписанных указов – создание единого органа и системы, который должен отвечать и контролировать сбор платежей и пошлин. Изначально на первом этапе в систему Министерства Финансов будут внедрены таможенные органы, затем функции Фонда медицинского страхования и Пенсионного фонда на себя возьмет налоговая. Последним этапом станет слияние с этой суперслужбой Росалькогольрегулирования.

Первый указ Президента переведет ФТС и алкогольрегулирование под контроль Министерства Фнансов. Таким образом, теперь в ведении Министра финансов будут практически все службы и органы, которые ответственны за наполнение государственного бюджета.

Президент заявлял о необходимости реформирования системы оплаты налогов и пошлин еще в декабре прошлого года. Министры говорили о том, что в текущем году основной задачей реформирования правительства станет унификацией системы сбора платежей, объединение некоторых структур в одну и интеграция функций фискальных органов.

Лоббирование идеи началось еще в прошлом году. С инициативы вице-премьера Шувалова был и запущен весь процесс унификации, увенчавшийся подписанием Президентом двух указов.

Помимо объединения структур планируется создание единой системы хранения данных об уплаченных налогах и самих налогоплательщиках. К концу года планируется полное завершение процесса реформирования системы и окончательный переход бывших отдельных ведомств под курирование Министерства Финансов.

Теперь можно будет практически в открытом доступе увидеть информацию о каждом плательщике налогов в едином открытом реестре, а не в полузакрытых данных отдельных фондов и ведомств, как это было ранее.

В аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей утверждают, что благодаря прозрачности фондов и унифицированной системе предприниматели и бизнес только выиграют, так как смогут контролировать процесс начисления платежей и их оплаты.

Объединение таможенных и налоговых ведомств позволит представителям среднего бизнеса рассчитывать на быстрый возврат налога на добавленную стоимость. Если раньше процедура была предусмотрена законодательно, но распространения на практике не получила, то теперь прозрачная система сбора и возврата налога будет обеспечена благодаря объединению ведомств в один орган.

В. Сурвилло также говорит о том, что в ФТС были проблемы с прозрачностью. Коррупция, серые схемы ввоза товара на таможенную территорию федерации – это все годами изрядно портило репутацию органа. Дело в том, что согласно статистике, практически половина судебных споров, начатых в отношении к таможенным органам, были связаны с неправильной оценкой таможенной стоимости. Отсутствие унифицированной системы данных делает невозможным контроль законности определения стоимости со стороны участников внешнеэкономической деятельности. Вице-президент «Деловой России» считает, что унифицированная система данных для нескольких органов поможет решить эту проблему.

Пока еще не определено окончательно ведомство, которое будет ответственное за сбор страховых взносов. Представители от социального блока считают, что такие функции должны остаться у Пенсионного Фонда.

Депутаты от социального блока настаивают на том, что платежи по страхованию тоже должны быть изменены. Только здесь, наоборот, должна быть дифференциация. Каждый сотрудник должен платить сумму, которая рассчитывается в зависимости от условий работы, стажа, и по другим категориям. В любом случае, даже при передаче функций сбора социальных платежей другому органу, ПФС должен сохранить возможность быстро получать необходимые данные о поступлении платежей.

Практически единогласно мнение общественности о необходимости переподчинения Росалкогольрегулирования. Дело в том, что последние годы показывают низкую активность со стороны ведомства. Ведомство не показывает должных результатов, результаты экспертиз со стороны органа оказывались низкими. Об этом заявляют менеджеры алкогольных компаний.

Но, с другой стороны, существует риск для Министерства Финансов столкнуться с проблемой некомпетенции. Процедура начисления налога на алкоголь достаточно трудная, установлены разные периоды подачи деклараций для оптовых продавцов, сложная система штрафов. Это может сыграть злую шутку как с самими предпринимателями, которые не смогут разобраться с необходимостью подачи налога, так и для чиновников, которые просто не будут знать, как правильно взимать штрафы и как начислять налоги.

Но Министерство Финансов настроено внедрять реформу довольно решительно. Недавняя пресс-конференция показала, что министерство готов брать на себя ответственность за поддержание на более высоком уровне выполнения тех задач, которые были поставлены ранее перед таможней и Росалкогольрегулированием. Также в Министерстве выразили надежду на то, что в скором времени, все платежи в государственных бюджет по социальной сфере будет контролировать налоговая, а порядок их сбора будет прописан законодательно и унифицировано в Налоговом кодексе.

Результаты реформы пока еще предсказать трудно, но к концу текущего года ведомства объединятся, и можно будет давать прогнозы.